Общеупотребительные термины Альберих — апостериорный критерий качества вопроса: вопрос тем лучше, чем более высокие места заняли ответившие на него команды. Предложен Б. Бурдой. Происходит от имени героя «Золота Рейна».
Апель — апелляция.
База — база данных отыгранных вопросов; вопрос из базы — то же, что свечка.
Баклан — o невзятый вопрос, правильная версия ответа на который лежала на столе во время обсуждения.
Баян (тж. боян, боянище и др. производные) — «свеченный», «заигранный» вопрос. Либо вопрос, составленный на базе факта, неоднократно обыгранного в других вопросах. То же, что и свечка.
Безенчук — человек, пишущий слишком сложные вопросы (см. гроб). Образовано от фамилии персонажа романа «Двенадцать стульев», владевшего конторой по изготовлению гробов.
Бескрылка — разновидность интеллектуальной игры, стихотворная загадка. В редких случаях такие вопросы встречаются и в других играх, в частности, в ЧГК.
Блиц — три вопроса по 20 секунд обсуждения каждый. Очко даётся только в случае верного ответа на все три вопроса. Другой разновидностью является дуплет (два вопроса по 30 секунд обсуждения каждый). В редких случаях встречаются также 4 вопроса по 15 секунд обсуждения на каждый (не имеет специального названия). Как правило, вопросы в блице (дуплете) связаны: могут иметь общий источник, общую логику построения, или их ответы логически связаны между собой. При этом взятие одного вопроса способствует взятию другого (других).
Брать вопрос — правильно отвечать на него.
Валенок — очень простой вопрос, для взятия которого главное — не начинать искать подвох.
Взять от балды — прийти к верному ответу посредством абсолютно неверных рассуждений или «методом тыка».
Внешний пакет — пакет вопросов, заказанный стороннему редактору (в отличие от системы гран-при, когда вопросы готовят сами команды).
Гроб — очень тяжёлый вопрос. Обычно используется для обозначения вопроса, ответ на который не нашла ни одна из присутствующих в зале команд. Нередки вопросы с ответом «гроб», в этом случае обычно в тексте делается намёк на их сложность.
Давить, топтать (версию) — априорно постулировать неверность определённой версии (как правило, чужой), оказывая психологический прессинг на команду.
Дежурная команда — команда, проводящая очередной тур (турнир, где вопросы предоставляют сами участвующие команды).
Держать форму (вопроса) — запоминать (записывать) формулировку собственно вопроса.
Детский вопрос — лёгкий вопрос, как для детского турнира по ЧГК. Обычно используется для обозначения вопроса, ответ на который нашли все присутствующие в зале команды.
Дуаль — ответ на вопрос, альтернативный авторскому, однако полностью соответствующий тексту вопроса (или степень соответствия не ниже, чем у авторского ответа). Пример: «Этого русского поэта, друга декабристов, чьи стихи мы изучали в школе, звали Александром Сергеевичем. Назовите его фамилию» — авторский ответ — «Пушкин», дуальный ответ — «Грибоедов».
Завал, завалить, затоптать версию, забакланить — выбрать неправильную версию при имевшейся в обсуждении верной.
Замена — тип вопроса, в котором некоторые ключевые слова заменены на другие (обычно согласно некоторой логике). Она же: подляна, подстава.
Знатокешник — сообщество знатоков.
Канделябр — плохой вопрос, а также система общественной оценки вопросов самими игроками.
Карантин (вопрос в карантине) — период после турнира, в течение которого запрещена публикация вопросов в открытых источниках, так как они будут отыгрываться на других турнирах.
Карманец — вопрос, для взятия которого необходимо знакомство с фактами биографии автора вопроса, заведомо неизвестными большинству игроков. Этимология восходит к вопросу Бильбо Бэггинса (Дж. Р. Р. Толкин, «Хоббит»).
Коломна — вопрос, не позволяющий без специального знания выбрать правильный ответ из нескольких равнозначных вариантов, часто — синоним угадайки. Слово образовано от названия санкт-петербургского клуба «Коломна». Производные слова: коломноватый вопрос, коломноватость.
Колоть (вопрос) — то же, что светить.
«Команда проникла в суть вопроса» — стандартная формулировка апелляций на зачёт ответа у знатоков при отсутствии весомых аргументов, особенно при неудержании формы вопроса.
Контакт (произносится, перебивая говорящего) — я понял, что ты имеешь в виду, не продолжай. Происходит от одноимённой игры.
Космонавты — плохие, неумелые игроки в ЧГК.
Критерии зачёта — диапазон ответов, могущих считаться верными. Обычно указывается автором вопроса.
Крутить (вопрос) — обсуждать. Отсюда недокрут и перекрут.
Кубок Ржевского — Вопрос с тематикой «ниже пояса» или с намёком на нецензурную лексику (как правило, любое прямое использование такой лексики запрещено).
Ландскнехт, легионер, варяг — игрок, не имеющий своей команды или играющий за чужую команду в ЧГК.
«Личный опыт автора вопроса» — стандартная формулировка, используемая в строке «Источник» для вопросов типа «Однажды автор вопроса…» либо в случае, если источника вопроса найти не удалось. В таких случаях распространена аббревиатура «ЛОАВ» в графе «источник» вопроса.
Логическая дуаль — разновидность дуали, при которой данный командой ответ является логичным по сути, но прямо противоречит фактам, данным в вопросе, или, в отличие от авторского ответа, не может быть подтвержден источником. Как правило, логические дуали не засчитываются.
Матрица, матричная тема — тема в «Своей игре», в которой ответами на все вопросы служит слово, содержащее в себе буквосочетание, указанное в её названии (от двух до четырёх букв). Иногда в число матричных включают темы (иногда именуемые «полуматричными»), где указанное буквосочетание может быть не только в ответе, но уже и в самой формулировке вопроса.
Многоходовка — вопрос, ответ на который находится в несколько последовательных логических ходов (подвопросов), причём, как правило, для ответа на следующий подвопрос (ход) требуется найти ответ на предыдущий.
Наводка — неявная подсказка в вопросе.
Накидать (версии) — приём мозгового штурма, заключающийся в генерировании большого количества версий, среди которых может оказаться верная.
Не взяли — и не жалко (НВИНЖ) — реакция команды на вопрос, ответ на который можно найти либо случайно, либо благодаря очень редкому ЧЗ (чаще всего — гроб или см. выше).
Не выбрать — выбрать из ряда вариантов ответа неправильный, при том, что правильный также прозвучал в обсуждении.
Не знаешь, что отвечать, отвечай «Пушкин» (принцип Пушкина) — принцип выбора из одинаково подходящих ответов наиболее известного. Что касается прямой формулировки принципа, то вопросы с ответом «Пушкин» действительно часто встречаются.
Неберучка — слишком тяжёлый вопрос, который не «берётся».
Недожать, недокрутить — недоработать версию или ответ. Производное: недокрут. См. также крутить (вопрос).
Незабудка — член команды, на которого возложена обязанность помнить, что именно спрашивали в вопросе (держать форму).
Обманка — один из наиболее красивых приёмов составления вопросов, заключающийся в преднамеренном выведении команды на неверную версию, в то время как правильная — почти очевидна.
«Ответ заключён в вопросе» (вопрос про дизельный двигатель) — приём составления вопросов, заключающийся в том, что текст ответа явно или неявно включён в текст вопроса. Этимология второго названия восходит к шуточному вопросу «Кто изобрёл дизель?»
Отсечка — информация в вопросе, позволяющая уверенно отказаться от неправильной версии.
Пакет — набор вопросов для турнира.
Перевёртыш — тип интеллектуальной забавы, основанный на замене всех слов в известной фразе на слова с обратным значением или на другие слова из того же логического ряда (например, «Россия» на «США»). Бывают стихотворными.
Перекрут — ситуация, когда команда не остановилась на правильном ответе, а стала дальше развивать обсуждение и в результате ответила неправильно («перекрутила»). См. крутить (вопрос)
Перекрученный вопрос — вопрос, состоящий из слишком большого количества ходов (многоходовка), раскрутить которые сложно за минуту, либо вопрос с малоизвестными или сомнительными фактами.
Пинать вопрос — крутить остальные версии, если есть уже одна правдоподобная.
Подлянка — информация в вопросе, намеренно направляющая игроков по неверному пути.
Потухшая свечка — игранный вопрос, на который не можешь вспомнить ответ. Ср. свечка.
Продавливать (версию) — априорно постулировать верность определённой версии (как правило, своей), оказывая психологический прессинг на команду.
Разводящий пакет — пакет, в котором хорошо сбалансированы вопросы разной степени сложности, так что по результатам игры сильные и слабые команды «разводятся» по турнирной таблице и итоговое положение команд в целом соответствует их реальной силе. Обратный пример «неразводящего» пакета — игра в дырки.
Раздаточный материал — раздающиеся на столы карточки с иллюстрациями и другими вспомогательными визуальными материалами, необходимыми для взятия вопроса.
Разминка — один или несколько вопросов, задаваемых вне зачёта перед началом игры. Традиционно три разминочных вопроса задаются, в частности, на Кубке Провинций.
Раскрутить (вопрос) — взять вопрос при помощи общекомандного обсуждения. См. крутить (вопрос)
С точностью до наоборот — дать ответ, противоположный верному.
Светить вопрос — публиковать его, выкладывать в открытый доступ, так или иначе сделать его известным другим игрокам.
Свеча, свечка — «засвеченный», «игранный» вопрос.
Свояк — игра по правилам телевизионной «Своей игры».
Свояк за десять — то же самое, что «детский вопрос», очень лёгкий вопрос, недостойный истинных знатоков.
Свояк за пятьдесят — вопрос на специфическую эрудицию, не берущийся размышлениями на основе общих знаний.
Синхрон, Синхронный турнир — игра в спортивном ЧГК, вопросы которой зачитываются одновременно в нескольких городах.
«Сколько будет дважды два?» — традиционный вопрос, используемый при тестировании кнопки перед началом «Брэйн-Ринга». Бывают и другие подобные вопросы; известны даже шуточные пакеты подобных вопросов.
Слить (ответ) — сделать его известным команде до игры (случайно либо преднамеренно);
Снять вопрос — аннулировать вопрос (как правило, признанный некорректным).
Тупить — с трудом попадать на волну играемого вопроса или вопросного пакета, что приводит к частому неправильному выбору сдаваемого ответа.
Угадайка — вопрос с некоторым количеством равновесных возможных ответов, не отсекаемых данными в формулировке. Также «коломна».
Уйти в минус, выйти из минуса — иметь в «Своей игре» отрицательное количество очков и заработать после этого положительное.
Чегекашник, ЧГКашник, Чегекаст, Чтогдекогдаст, Чтогдекогдист — игрок в ЧГК.
Чёрный ящик — ящик, содержащий предмет, являющийся ответом на вопрос. Открывается при объявлении ответа. Служит для повышения зрелищности игры.
ЧЗВЧГКНЯ — чистое знание, вопросом ЧГК не является. Термин для негативной оценки качества вопросов. Предложен М. Поташевым.
«Что курил автор вопроса?» — стандартная реакция на плохой вопрос (чаще всего, страдающий отсутствием логики). Происходит от различных пародий на плохие вопросы, в которых данная фраза используется в качестве пуанта (вроде «Мы не просим вас ответить на вопрос. Просто скажите, что курил автор вопроса?»).
Шарманка — вопрос, ответ на который известен уже в середине вопроса, а вопрос все читается и читается.
Щёлкает (о версии) — интуитивное ощущение правильности версии. Также: щелчок.
Элитарка, домик — телевизионная версия ЧГК.
Перечислил варианты сленга, который может быть употреблен в скайпе при играх.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki....emp